Согласно исследованиям, в среднем у
10% процентов детей (по разным
данным, от трех до 15 процентов) в современном мире диагностирован этот синдром.
Возможные причины СДВГ включают генетические, биохимические, сенсомоторные, физиологические и поведенческие факторы.
- Первый связан с проблемами с вниманием,
- Второй — преимущественно с импульсивностью и гиперактивностью,
- Третий подтип — смешанный.
- Коррекция поведения. Необходимо выработать определенный режим дня, который ребенок будет соблюдать ежедневно. Необходимо создать мотивацию, которая будет побуждать к обучению и саморазвитию.
- Нейропсихологическая реабилитация — занятия со специалистом-нейропсихологом, в ходе которых ребенок выполняет специальный комплекс двигательных и умственных упражнений, направленных на коррекцию и тренировку отдельных психических операций и способностей, формирование навыков самоконтроля.
- Биологическая обратная связь (БОС) — наиболее современный высокотехнологический метод лечения, обеспечивающий тренировку возможностей саморегуляции ребенком своих состояний с помощью компьютерных игровых заданий, выполняя которые он учится контролировать различные показатели работы мозга, регистрируемые специальной аппаратурой.
- Психотерапия. Высокую эффективность при лечении СДВГ демонстрируют игровая психотерапия в гештальт-подходе, особенно при коррекции синдрома у маленьких детей.
Существует 3 подтипа СДВг
комплексный подход к лечению
Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) — это нарушение неврологического развития. Впервые симптомы СДВГ были описаны еще в 1775 году немецким врачом Мельхиором Адамом Вейкардом.
- ребенок не способен удерживать внимание на деталях, из-за чего он допускает ошибки при выполнении любых заданий (в школе, детском саду),
- не в состоянии вслушиваться в обращенную к нему речь, складывается впечатление, что он вообще игнорирует слова и замечания окружающих,
- не доводит выполняемую работу до конца, кажется, что он таким образом высказывает свой протест, потому что ему не нравится эта работа. Но ребенок просто не в состоянии усвоить правила работы и придерживаться их,
- испытывает огромные трудности в процессе организации собственной деятельности;
- избегает заданий, которые требуют длительного умственного напряжения;
- часто теряет свои вещи, предметы, необходимые в школе и дома: в детском саду никогда не может найти свою шапку, в классе — ручку или дневник, хотя предварительно мама все собрала и сложила в одном месте,
- легко отвлекается на посторонние стимулы,
- постоянно все забывает.
- ребенок суетлив, беспокоен, беспричинно двигает кистями рук, стопами, елозит на стуле, постоянно оборачивается,
- не в состоянии долго усидеть на месте, вскакивает без разрешения, ходит по классу и т. п.;
- двигательная активность ребенка, как правило, не имеет определенной цели. Он просто так бегает, крутится, карабкается, пытается куда-то залезть, хотя порой это бывает далеко небезопасно,
- не может играть в тихие игры, отдыхать, сидеть тихо и спокойно, заниматься чем-то определенным,
- часто бывает болтливым.
- ребенок часто отвечает на вопросы, не задумываясь, не дослушав их до конца, порой просто выкрикивает ответы,
- с трудом дожидается своей очереди, независимо от ситуации и обстановки,
- обычно мешает другим, вмешивается в разговоры, игры, пристает к окружающим,
- проявляет нетерпение, требует немедленного удовлетворения своих желаний.
Иногда имеются и другие дополнительные признаки:
- нарушение тонких движений (завязывание шнурков, пользование ножницами, раскрашивание, письма, рисования),
- нарушение равновесия (дети с трудом учатся кататься на велосипеде, коньках),
- нарушение зрительно-пространственной координации (неспособность к спортивным играм, особенно с мячом),
- затруднение в отношениях со сверстниками и взрослыми — гиперактивное поведение может вызывать раздражение и у родителей, и у учителей, провоцировать неприятие со стороны окружающих, что ожесточает ребенка и он становится неуправляемым.
Действительно, с возрастом проявления СДВГ снижаются и могут к окончанию подросткового возраста практически сходить на нет. Но дефицит внимания, импульсивность, эмоциональные нарушения никуда не исчезают.
Подростки с СДВГ, не получающие программу помощи, чаще начинают курить, употреблять алкоголь и наркотики, они более склонны рискованному выбору сексуальных партнеров. Таким образом, как только ребенку ставится диагноз СДВГ, ему необходимо получить правильную программу помощи.
- Психологические тесты у клинического психолога. По оценочному тестированию исследуются когнитивные функции, активность речи, стремление к учебе, поведение. Анализируется скорость выполнения заданий, изучаются поделки.
- Электроэнцефалография. Оценивается активность участков головного мозга, выявляются преобладающие ритмы, сравниваются полученные показатели.
1. Никогда не наказывайте ребенка за плохое поведение, которое он не может контролировать. Во многих случаях ребенок с СДВГ не делает то, что его просят, не потому, что он не хочет, а просто потому, что он отвлекается от текущей задачи. Отвлекаемость — распространенный симптом СДВГ, который ребенок не в состоянии контролировать. И когда вы неоднократно наказываете ребенка за поведение, которое он не может контролировать, вы настраиваете его на неудачу. В конце концов, его желание порадовать вас испаряется. Он думает: «Зачем заморачиваться?» От этого страдают отношения родителей и детей.
2. Поощряя положительное поведение (а не наказывая за отрицательное), вы помогаете ребенку чувствовать себя успешным и еще больше повышаете его мотивацию поступать правильно.
3. Рекомендуется сократить время просмотра телепередач и компьютерных игр. Для гиперактивного ребенка существуют ограничения при просмотре телевизионных передач и длительных занятий на компьютере (чем больше времени он проведет за компьютером, тем выше будет его эмоциональное возбуждение, тем труднее будет его успокоить).
4. Не стоит скрывать диагноз ребенка, если семья доверяет образовательному учреждению. В противном случае поведение ребенка и результаты обучения могут восприниматься педагогами как «родительская недоработка».